Новая телесность: этика и тело в проектах art & science

Новые технологии предлагают нам новые режимы доступа к миру и расширяют физические возможности. Одновременно с этим меняются наши представления о собственном теле. Вопрос о границах и целостности человеческого тела, его связи с окружающим миром становится центральным мотивом в работах многих научно-технологических художников. 

Искусство и культура 16+

На встрече студенты и выпускники магистерской программы «Искусство и Наука» Университета ИТМО расскажут о своих проектах, рассматривающих телесность через многообразие образов и медиумов — от электроники до биоарта и виртуальной реальности. На встрече тело будет рассмотрено как материальный и виртуальный объект, как пространство заботы и коммуникации, как чувственный опыт и цифровой слой. На примере художественных проектов, участницы дискуссии обсудят этические и эстетические аспекты работы на пересечении человеческого и технологического.

 

Проекты:

София Осбанова: интерактивная инсталляция "Я — Другой" 

В основе проекта лежит идея о непостижимости опыта Другого, в процессе познания которого наступает предельное состояние. При познании чувств животных нас разделяет коммуникативный барьер и различие физических тел, факт достижения предела ускользает от нашего осознания, а момент его понимания может быть очень болезненным как в общении с животными, так и с людьми. В ходе личных наблюдений я пришла к выводу, что именно слёзы – это реакция на достижение предела, символ переходных пороговых состояний. Через слёзы я хотела встретиться с этой предельностью и изучить этот феномен. Слёзы животных трёх классов (рептилий, птиц и млекопитающих), воспроизведённых в лабораторных условиях на основе исследований – символ их ускользающей чувственности, который нам не дано постичь. Опыт нанесения их на кожу позволяет почувствовать эмпатию и, возможно, построить более справедливые отношения с Другим.


Анна Symmetria: интерактивный носимый девайс "ONISM MACHINA"    

Onism — разочарование от того, что вы находитесь в одном теле и в одном месте одновременно, осознавая, как мало вы способны познать мир.
ONISM MACHINA — это проект, исследующий симбиотическое общение между машиной и человеком, рассматривающий этические, социальные и философские аспекты взаимодействия между людьми и Искусственным Интеллектом на эмоциональном уровне.
Сердцем проекта является носимое устройство на базе ИИ, которое считывает биологические параметры, отражающие эмоциональное состояние пользователя. Ответ ИИ будет зависеть от того, как он интерпретирует человеческую эмоцию и как оценивает её. Устройство взаимодействует с людьми через динамик с помощью синтезатора речи.
Дизайн устройства намеренно не повторяет какую-либо известную форму. Автор намеренно не акцентирует внимание на антропоморфизме и биоморфизме, чтобы отметить уникальность ИИ как сущности и тем самым противопоставить технофилософию Эрнста Каппа, считавшего, что технология основана на проекции человеческих органов, или что технология создается по образцу живого организма.

*ONISM MACHINA находится в стадии разработки. В настоящий момент устройство способно видеть вас с помощью компьютерного зрения и общаться с вами через динамик.


Вероника Кислова: интерактивная видеоинсталляция "Зазеркалье"    

"Интернет — вторая реальность, в которой мы проводим большую часть нашей жизни. Внутри виртуальной реальности образ нашего «я» — это аватар из абстрактных данных, которые мы опубликовали в интернете. С приходом метаверса и распространением VR-гаджетов наше тело все больше подвержено раздвоению между цифровым и материальным. Например, когда мы надеваем шлем виртуальной реальности, у нас возникает ощущение, что наше физическое тело находится в киберпространстве, но это не так.  Как же мы выглядим в измерении виртуального пространства? Как выглядит процесс перехода от физического присутствия к присутствию в виртуальном мире? Как наше сознание может физически воспринять этот переход?
Проект представляет собой сцену с имитацией зеркала – отражение в зеркале на самом деле является экраном с датчиком тела. Зеркало выступает как символический объект — портал в параллельный мир, в Зазеркалье, в виртуальную реальность. Арт-проект стремится активизировать ощущение перехода в виртуальную реальность с помощью серии отражений в зеркале. При этом, среди набора аватаров вы не найдете классические образы человеческого тела. Вместо антропоморфной фигуры вы можете стать волком, роботом или даже стулом. Отказ от дублирования человеческого тела в VR-мире, с одной стороны, критикует логику копирования, присущую современному метаверсу, а с другой позволяет человеку почувствовать себя кем-то другим. 


Дарья Охрименко, Валентина Макарова: Ольфакторная скульптура "Успокаивающее"

Можем ли мы вспомнить, как прикасались к материнской груди
и какие эмоции испытывали после насыщения? И что будет, если пройти через этот опыт во взрослом возрасте? Проект Дарьи Охременко и Валентины Макаровой — это пространство, наполненное ароматом грудного молока. В центре пространства находится теплая скульптура, которая источает воссозданный в лаборатории из искусственных компонентов запах грудного молока. Проект предлагает отправиться в ольфакторное путешествие и испытать на себе успокаивающее действие этого запаха. На скульптуру можно лечь, ее можно обнять и остаться в этом состоянии неограниченное количество времени. Созданные условия помогают погрузиться в давно забытые воспоминания, а также оценить собственные особенности восприятия и индивидуальные обонятельные возможности. 

Поделиться:

137 дней назад
13 декабря 2023 19:30–21:00

Санкт-Петербург
наб. реки Фонтанки 49А
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов